Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

  • ksgrv

Проценты большие и малые

Вчера Владимир Путин зашёл в супермаркет «Перекрёсток», чтобы узнать, какие торговые наценки практикует данное розничное предприятие. Оказалось, что по некоторым товарам наценки доходят до 100%. «Это нормально?» – спросил премьер у топ-менеджера «Перекрёстка» Юрия Кобаладзе. Нормально, Владимир Владимирович – ответим мы. И попробуем пояснить, почему.

У каждого человека имеются собственные представления о том, что сколько должно стоить. При этом эти представления чисто мировоззренческие, основанные не на опыте, а на субъективной посылке, мол, я знаю, как оно должно быть. Выделим две крайности.

Правый край
Бизнес – это для чего вообще? Чтобы зарабатывать, да побольше! Кому нужна прибыль в 10%? Даёшь сто процентов, а лучше – всю тысячу! Вот чтоб за рубль купить, за червонец продать. Надежды о таких наценках лелеют многие, подумывающие начать своё дело. А начав, удивляются: как так, наценка солидная – а прибыли нет?

Парадокс, на самом деле, кажущийся. Жестокое правило торговли: чем дороже продаёшь, тем меньше продашь. Потому, что у конкурента дешевле – а психологию покупателя, для которого главное это сэкономить, никто не отменял. И вроде всем торговцам правило это известно – но даже искушённые в коммерции люди нет-нет, да и сочтут себя в силах правило это оспорить. Вот сделал Рустам Тарико в своё время «Русский стандарт», три цены к «нормальной» стоимости водки. Отличный бренд (по факту: на него есть массовый спрос), и все за Тарико следом ринулись – уж сколько этих премиальных водок появилось! И где они все сейчас? Иных уж нет, а те, что остались – ну, не самые ходовые товары, мягко говоря. «Русского стандарта» это не касается – он как был лидером в данной категории, так и остаётся. Но объём продаж – на порядок ниже, чем у лидеров массового сегмента (водки по 100-140 руб.), той же «Зелёной марки».

Как говорят циничные торговцы: «хочешь быть богатым – продавай бедным». В том же ритейле кто успешней всех по оборотам? Сплошь «магазины низких цен»: Metro, Auchan, «Пятёрочка», «Магнит» и проч. Хотите преуспеть в торговле – забудьте про сверхприбыли, их здесь нет. И не только в торговле – их нигде нет, на самом деле.

Левый край
Что же получается, настоящий, честный, здоровый бизнес – это когда за рубль купил, пятак, много – гривенник накинул и продал? Ну да, многим так кажется. Кто больше 10% наценивает, тот жлоб и мироед. При этом нередко отсылают к прогрессивному мировому опыту: вот, мол, на Западе настоящий капитализм, там только так (через пятак-гривенник) и работают!

И это тоже неправда. Во-первых, западные торговые компании и в России работают – и цены в их магазинах несильно отличаются от цен в магазинах компаний чисто российских. Значит, столько же наценивают. И, во-вторых,– это точно не 10%.

Разберём на примере. Возьмём недорогое вино, то, что на «полке» продаётся по цене около 100 руб. за бутылку. Себестоимость такого вина – 15-20 рублей. Действительно, натуральный виноматериал можно найти рублей по 150 за декалитр (1 дал = 10 л), стандартная бутылка плюс этикетка, пробка и проч. будут стоить 5 руб. от силы, ещё чуть больше 2 руб. – это акциз. Если всё сложить, получится 18 руб. за бутылку – как раз укладываются в обозначенные пределы. Получается, конечная цена в 5-7 раз превышает себестоимость – это ж какие там наценки, по всей цепочке!

Наценки такие. Производитель «накинет» к себестоимости процентов 200 – отпустит по 54 рубля, для определённости. Ещё 25% прибавит дистрибутор-оптовик – получаем 68 руб. цена поставки на розницу. Ну, и самый скромный розничный торговец приплюсует свои 40% – вот вам и 95 руб., красивая «полочная» цена. Как тут с мироедством дело обстоит? Да никак. Судите сами: самый отпетый рвач из означенной компании – очевидно, производитель, со своими двумястами процентами.  Только эти 200% если в абсолютные цифры перевести, получится всего-то 36 руб., из которых нужно оплатить: зарплату; коммунальные платежи; налоги; амортизацию оборудования и проч.; транспорт (доставка до дистрибутора); рекламный и маркетинговый бюджет. В лучшем случае этому «рвачу» остаётся 20% прибыли (это верхний предел, обычно много меньше) – или 10 руб. с проданной бутылки. Теперь возьмём оптовика: на транспорт до магазина у него уйдёт процентов 5, ещё процентов 8 – затраты на содержание компании (склады, зарплаты, прочие «накладники»), чистыми остаётся 7% – что-то около 5 руб. с бутылки. Ну, а продавец? У него процентов 20 от оборота уходит на затраты: аренда или амортизация магазина, зарплаты, реклама опять же. У него в итоге 8 рублей с бутылки останется чистой прибыли, и то если повезёт – вырастут затраты ненамного, процентов на 20 (или, что эквивалентно: сократись у него число покупателей на 20%, что элементарно может произойти) – и он уже «в минусе». Если посмотреть отчётность всех открытых розничных компаний, нетрудно убедиться, что конечная рентабельность у них редко когда выше 5% от оборота.

Золотая середина
Так все и работают – с большими, кому-то кажущимися гигантскими наценками – и невысокими (до невероятия – такими, что над словами «на эти два процента и живу» все смеются) показателями рентабельности.

А всё потому, что эти проценты все – от лукавого. К тому же, когда сравниваются разные проценты: наценки (высокой – десятки и сотни процентов) и рентабельности (выражающейся, как правило, однозначным числом). Сравнивайте абсолютные цифры. Вот Петя заработал 100 рублей, а Федя – 300. Федя фартовый.

СМ. ТАКЖЕ: ТАК ГОВОРИЛ ЛЕВ ХАСИС

  • ksgrv

Так говорил Лев Хасис

Главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис -- один из самых успешных российских ритейлоров. А ещё он -- соавтор передачи на "Эхе Москвы", в которой предельно откровенно рассказывает о принципах функционирования розничной торговли.

С июня с.г. на радио "Эхо Москвы" выходит программа "Кредит доверия. Я потребитель", ведут её Виталий Дымарский и Лев Хасис. Эфир от 08/06/09 очень удачно дополняет предыдущую запись в настоящем коммьюнити, такой взгляд на проблему с противоположной стороны баррикад. Привожу наиболее важные и любопытные моменты, но рекомендую прочесть стенограмму по ссылке полностью.

Collapse )
  • ksgrv

Второе начало термодинамики

Мера беспорядка в статистике – энтропия. Мера перегретости товарных рынков – средний размер «входного билета», т.е. маркетинговых затрат, потребных для продажи данной категории товаров. Автор высказывает гипотезу, что это в общем одно и то же. *)

В эпоху дефицита продать товар не стоит особого труда, а главное – денег. Иначе обстоит дело тогда, когда товаров много и даже чересчур много – тогда классическая формула «товар-деньги-товар» претерпевает причудливые изменения. На насыщенном рынке поставщик товара, чтоб его продать, вынужден подкупать перепродавца – розничного торговца, вольного как включить означенный товар в свой ассортимент, так и не включить. На торговом сленге плата за право поставлять свой товар конкретному продавцу (магазину, сети магазинов etc.) называется «входным билетом».

Насыщение алкогольного рынка в России произошло относительно недавно, меньше десяти лет назад. Вот как это произошло, если верить директору одной из крупных алкогольных компаний, поделившемуся байкой о происхождении «входных». Якобы после Нового года–2003 крупный московский ритейлор решил попросить вступительный взнос со своего поставщика Hennessy (и много чего ещё). Тот платить не захотел, будучи уверенным, что уж от Hennessy сеть точно не откажется. Она и не отказалась – закупила большую партию Hennessy у другой оптовой компании, которая его с удовольствием поставила. Ещё бы – она же становилась поставщиком крупной сети, что и престижно, и доходно! Только вот вторую поставку ей сделать не удалось – так как возобновил работу первый дистрибутор. Но только после того, как приобрёл свой «входной билет».

Не знаю, сколько в этой истории правды. Но то, что в крупные петербуржские сети гипермаркетов ещё три-четыре года назад можно было ввести алкоголь бесплатно, а сегодня уже нельзя – факт. И то, что сегодня уже самая затрапезная сеть из двух универсамов в городе с 300-тысячным населением, считает своим долгом попросить свой, пусть и скромный, калым – объективная реальность. Это – прямое следствие насыщения рынка товарами повседневного спроса (так называемые FMCG – fast moving consumer goods), когда таких товаров объективно больше, чем места на полке. И в этой связи полезно понимать, как функционирует рынок в таких условиях.Collapse )

–––––––––––––
*) Данный текст – переработанный вариант одной из глав («Теория и практика входного билета») нашей книжки «Самогонные хроники». Глава была написана ровно два года тому назад, но не утратила актуальности и по настоящее время. На мой взгляд, самая важная глава в этой книге, в ней я в частности излагал свой взгляд на развитие торговли, выжимки из этого изложения и составили основу настоящей записи.
  • xa__

ЛОТ 24: Государство и бутылка, Владимир Кузьмищев, НОВОЕ ВРЕМЯ

«Скажу вам доверительно, хоть и на всю страну, -- говорил в прямом эфире президент по поводу введения новых акцизных марок на алкоголь. -- Пытался найти виновных и наказать. По- моему, так и не смог этого сделать, потому что никто не хочет нести ответственность за неподготовленные решения». Здесь слово пропущено. Это премьер пытался. Правда, как выяснилось, премьер знал, кто это сделал. Междусобойчик Три довольно высокопоставленных чиновника получили по выговору. Куда ж деваться -- надо реагировать. Но поставим себя на место премьера во время разговора «не для печати» с автором закона. Прошу не путать с обладателями выговоров. Вот он вызывает его к себе и говорит: ты что же это натворил? Разорил мелких и средних виноторговцев, опустошил полки на полтора месяца. Это ж какие денежные потери! Создал условия для еще большей коррупции.Collapse )
  • xa__

ЛОТ 23. Водочная эпидемия, Андрей Громов, Александр Привалов, Эксперт

Водочная эпидемия
Ужесточение алкогольной политики -- вопрос сотен тысяч человеческих жизней, а в конечном итоге -- выживания нации
Андрей Громов, Александр Привалов
Ленты информагентств и новостные программы основных телеканалов по-прежнему полны самых тревожных сообщений об охватившей Россию эпидемии отравлений алкогольными суррогатами. «В Иркутской области за последние два месяца жертвами токсического гепатита, вызванного отравлением суррогатным алкоголем, стали 60 человек», -- передает РИА «Новости». Во Владимирской области зарегистрировано 137 пострадавших, 102 из них госпитализированы с диагнозом «токсический гепатит». В Тамбовской области за прошедшие выходные зафиксировали 25 случаев отравления. Число погибших достигло 127 человек. В октябре сообщения выглядели еще более драматичными: «В Белгородской области по состоянию на 6 утра 30 октября с диагнозом “токсический гепатит” в больницу попал 921 человек, из них 45 умерли, а 25 находятся в тяжелом состоянии». «В Псковской области с конца сентября введено чрезвычайное положение. Там в больницы с диагнозом “токсический гепатит” попали 450 человек. 15 из них врачи не смогли спасти».
Что происходит? В чем причина этой страшной эпидемии? Суррогаты -- заявляют в один голос представители местных властей, МЧС, санитарных инспекций, крупнейшей партии, видные члены Совета Федераций и ведущие новостных программ.
Впрочем, далее начинается полная путаница. Кто говорит про спиртсодержащие технические препараты (особенно досталось моющей жидкости «Максимка», средству для дезинфекции «Экстрасепт» и кожному антисептику «Антисептин 95%»). Губернатор Иркутской области Александр Тишанин обвиняет во всем северокавказскую водку. Так же думают и в Ульяновской области, где в продажу выбросили партию кабардино-балкарской водки по 25 рублей за бутылку. В прокуратуре Владимирской области заявляют, что главным источником отравления были водка и вино с содержанием метилового спирта. А специалисты Роспотребнадзора Свердловской области считают, что пострадавшие употребили новые для нелегального рынка синтетические спирты, которые гораздо токсичнее пищевых и гидролизных. Что же до главного санитарного врача Геннадия Онищенко , то он, не вдаваясь в причины отравлений, заявил программе «Вести-24» , что «это спланированная акция в двенадцати субъектах РФ против усилий государства вытеснить с рынка производителей алкоголя, которые не хотят платить налоги и производят фальсифицированную продукцию». Логику главного санитарного врача понять не так просто (а чего же, собственно, добивались злодеи такой акцией?), но его тут же поддержал министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов .
Однако при всей разнице версий и подходов все едины в том, что спасти население от страшной эпидемии «токсического гепатита» может только немедленное введение государственной монополии. Правда, и тут снова начинается путаница: одни говорят про монополию на оборот спирта, другие -- о монополии на его производство, а третьи, в том числе спикер Госдумы Борис Грызлов , призывают ввести монополию на продажу алкоголя.Collapse )
  • xa__

ЛОТ 21: Сухое лето 2006-го , Ирина Розенберг, Ольга Колтунова, Компания

Сторонникам трезвого образа жизни пора сбрасываться на памятник российским законодателям. Попытка реформирования алкогольной отрасли обернулась чем-то вроде «сухого закона»: водочные заводы простаивали, а с прилавков магазинов полностью исчезло импортное спиртное.
Этот год надолго запомнится всем, кто производит, продает или употребляет алкоголь. Правительственные реформы, направленные на повышение качества спиртного и сбора акцизов, привели к системному кризису в отрасли. По предварительным оценкам Союза участников алкогольного рынка (СУАР), за последние семь месяцев она потеряла в общей сложности $1 млрд. (Для справки: объем российского алкогольного рынка без учета пива в прошлом году составил около $19,7 млрд.) По оценкам Национальной алкогольной ассоциации (НАА), с начала года госбюджет ежемесячно недополучает $200 млн акцизных сборов и НДС. Дело дошло до того, что президент на одном из недавних правительственных заседаний потребовал в срочном порядке вернуть спиртное на полки магазинов.Collapse )
  • xa__

ЛОТ 20.Под властью ЦУКа, Владимир Степанов, Елизавета Никитина, Журнал SmartMoney

Под властью ЦУКа
Чиновники сумели разрушить целую отрасль. Им понадобились куча технических средств и всего неделя времени У федерального закона № 102-ФЗ очень длинное и скучное название, этакий типичный образчик чиновничьего канцелярита—«О внесении изменений в федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”». Неофициально документ № 102-ФЗ называют куда веселее—«Сухой закон», «Ољвнедрении системы ниппель» и даже «Ољвласти ЦУКа».
ЦУКи—это Центры управления и контроля, одна из ключевых составляющих Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Благодаря этой системе в наших магазинах и ресторанах днем с огнем не сыщешь приличного алкоголя—ни французских вин, ни шотландского виски, ни финских ликеров. Даже водки и той в продаже осталось максимум сортов пять, причем далеко не самых популярных.
Система, придуманная для борьбы с подделками и неучтенкой, вот уже третью неделю не дает работать отрасли, которую должна была оздоровить. Общие потери в виде недополученной прибыли всех участников рынка—импортеров и оптовиков, производителей, розничных продавцов и ресторанов—уже достигли $600 млн, а в перспективе могут зашкалить за $3–4 млрд.Collapse )
  • xa__

Лот 7: "ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ АЛКОГОЛИКА", Игорь Прокофьев, "Труд-7"

Публикация на медицинскую тематику.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ АЛКОГОЛИКА, оригинал: http://info.trud.ru/trud.php?id=200610121892401

Кому верить? Не следует верить рекламным объявлениям, если в них содержатся категорические обещания излечить от алкоголизма "быстро и качественно", "за один сеанс", "одним уколом" и т.п. Даже если объявление дал дипломированный нарколог, он может в лучшем случае снять приступ в результате острого алкогольного отравления. Сам же процесс лечения - многоступенчатый и растянутый во времени на неопределенный срок. Тем более с большой осторожностью надо относиться к посулам вернуть алкоголика к прежней жизни с помощью магических ритуалов. Помните, что наркология - серьезная наука, а не череда сомнительных экспериментов над здоровьем пьющего человека. Collapse )