Израиль

Водка, которую мы потеряли

В новом номере Time Out Москва вышел материал, посвященный природе национального напитка: это символ страны, он входит в обязательную туристическую программу, но главное — его может приготовить любой носитель культуры. Так, итальянец легко может сделать в домашних условиях граппу, француз — кальвадос, чех — сливовицу, а вот русский водку может только купить. Борис Родионов в книге «Полугар. Водка, которую мы потеряли» доказывает, что в России веками пили хлебное вино — напиток, похожий на шотландское виски: питкий, насыщенный сивушными маслами и эфирами. Collapse )

Загадка русского вина--2

Что ж, пора, пожалуй, ответить на вопрос: что не так с русским вином? Почему не получается продавать дорогое русское вино -- при том, что дорогую русскую водку продавать получается?

Там, на самом деле, целый ворох причин. Одну из них указывает nnickname: Водка -- исконно русский продукт... Вино же далеко не русский продукт. И, выбирая между русским и болгарским или испанским вином, я бы вряд ли выбрал русское. Всё так: русской водке практически не приходится конкурировать с иностранной, доля импорта на водочном рынке исчезающе мала. Чего не скажешь о рынке винном: достаточно взглянуть на винные полки в любом супермаркете, чтобы оценить пропорцию отечественных вин -- к импортным будет 1:10, если не меньше.

Ещё одна причина, чисто производственная: хорошего вина нельзя сделать сколь угодно много. Вот есть у вас, скажем, 100 гектар, с каждого гектара можно снять не более N тонн винограда (и это в хороший год -- в плохой же можно и вовсе ничего не снять, у нас, напомню, зона "рискованного земледелия"), чтобы увеличить производство вдвое, нужно купить ещё 100 га, засадить лозой -- т.е., это время и деньги. В то же время, чтобы товар продавать, нужно организовать ему хорошую дистрибуцию -- значит, поставить его во все большие розничные сети. А розничные сети не терпят недопоставок -- за это поставщиков штрафуют и разрывают с ними контракты. Очевидный риск: спрос растёт, товара продаётся больше, чем может быть произведено -- и тогда либо прощай, розница (сворачивание поставок, что эквивалентно прямым убыткам), либо -- прощай, качество: где-то на стороне закупается виноматериал, из которого делается похожее вино. Может, даже очень неплохое -- но это уже не имеет ничего общего с Appellation d'Origin Controlee.

Но главной мне всё же представляется другая причина. Вернёмся к водке -- которую дорогую продавать вроде как получается. А много, спрашивается, продаётся этой водки? Смотря как считать. В объёме всей прочей -- по памяти (счас лень гуглить, если ошибаюсь, то незначительно), не более 1%. То есть, мизер, конечно. Другое дело, что водочный рынок так велик, что этот 1% -- тоже много. А теперь возьмите винный рынок -- на 1-2 порядка меньше водочного. Ещё порядок отнимаем из-за конкуренции с импортом, и от того, что осталось, берём 1% -- что остаётся, если измерить в абсолютных цифрах? Задачка для третьеклассника: водочный рынок -- это до 200 млн дал, или 4 млрд бутылок; умножим на среднеоптовую цену (рублей 70, но для удобства подсчётов возьмём 75) -- получим 300 млрд рублей; убираем 3 порядка -- 300 млн рублей; берём 1% -- 3 млн рублей. Это в год. И это -- на всех производителей премиум вина.

Теперь понятно, почему такого вина нет?

Загадка русского вина

Вот хотел ещё поинтересоваться: чего не пишете-то ничего? Я уж не говорю о постах (да, в этом блоге может постить любой, попробуйте!) -- даже комментов никто не оставляет. Я так не играю.

Вот вам тогда загадка. Очень простая. Смотрите: есть русская водка. Она вся одинаковая. Нет, девиации наличествуют, конечно, но крайне незначительные. При этом она есть дорогая и дешёвая -- разброс в цене в 2-3 раза и даже больше в порядке вещей. И есть русское вино -- оно всё разное! Есть дешёвое и ужасное (совершенно необязательно даже сделанное из натурального виноматериала), а есть дорогое и реально клёвое -- не верите мне, поверьте международным экспертам: пару месяцев назад белая ведерниковская "Донская чаша" (см. фото) взяла золотую медаль на конкурсе MundusVini -- т.е., это и правда крутое вино, без дураков.

А теперь, внимание, вопрос: почему дорогая русская водка может быть хорошим товаром (ликвидным, продающимся в макрообъёмах), а дорогое русское вино -- нет? Одинаковый товар (водку) продают за разную цену, а отличающиеся друг от друга товары (плохое дешёвое и хорошее дорогое вино) продавать не могут -- дорогие российские вина продаются совершенно незначительными объёмами, это -- медицинский факт. Парадокс налицо! В чём тут фокус?

Жду ваших содержательных комментов, давайте, не подкачайте.

60-часовая рабочая неделя

А вот интересно, вы за 60-часовую неделю или против? И если против, то как предлагаете бороться с "поколением-банкротом" -- когда рождаемость столь низка, что доходов молодых и работающих недостаточно, чтобы содержать старых и немощных иждевенцев? Речь о нашем поколении, если что. Высказывайтесь в комментариях, интересно же.

Ставка на доставку--5

Forbes Russia
Чем торговать и чем не торговать в продуктовом интернет-магазине
Далее


P.S. Не подумайте, что я сошёл с ума и публикую по пять раз одно и то же -- это разные заметки, каждую стоит прочесть.