communication tube (ksgrv) wrote in ru_kosogorov,
communication tube
ksgrv
ru_kosogorov

Categories:

Как скосить два миллиона

Каждое лето миллионы дачников сталкиваются с необходимостью регулярно выкашивать свои 6 соток. На решении этой их проблемы можно заработать.

Рынок
Сколько в Подмосковье дач? В 2006-м журнал Smart Money (мир праху его) на этот вопрос отвечал так: «По данным компании Blackwood, товариществ и кооперативов в Московской области более 11 000. В одну организацию входит в среднем 90 домов, то есть всего дач в Подмосковье около миллиона». Данные за 2006 год, но с тех пор цифры вряд ли существенно изменились. Миллион дачников (строго говоря, владельцев дач – с учётом всех родственников собственно дачников в несколько раз больше), и каждый вынужден решать проблему быстрорастущей травы. Если окучить хотя бы один процент из этого множества – получится неплохая клиентура, десять тысяч человек, которые будут пользоваться вашими услугами постоянно (ведь рост травы неостановим).

Не нужно думать, что идея заработать на стрижке газонов никому прежде не приходила в голову. Элементарная проверка «Яндексом» показывает, что услуги по уходу за травяным покрытием оказывают десятки, если не сотни фирм. Но это не говорит о том, что на этом рынке нет места для ещё одной компании – возможно, есть. Если присмотреться к предложениям газонокосильщиков–конкурентов, то те в основном упирают на посадку газонов и уход за ними, а также на ещё более сложные услуги вплоть до ландшафтного дизайна. Это рынок luxury, своего рода «Глобус-Гурме» травокошения. Не ходите туда – сделайте вместо этого «Ашан», «Ашана» на этом рынке ещё никто не создал. Нужно предложить другие (существенно более простые и дешёвые) услуги и по-другому их продвигать.

Услуга
Вас интересует клиент, готовый потратить $200-300 в течение сезона за решение проблемы излишней растительности на его участке. Это и есть «Ашан», в нашем понимании. Сезон – это май-сентябрь, траву нужно косить не реже одного раза в месяц (оптимально – раз в две-три недели), начиная с середины июня (в мае, как правило, она ещё приемлемой высоты), т.е., всего на участке следует появиться от 3 до 5 раз. Легко прикинуть, что при тарифе 300 руб. за обработанную сотку земли, с дисконтом 10% за каждые полные 10 соток (но не более 30%), а также 5% за последующие (после первого) вызовы (скидки суммируются) вы легко впишетесь в означенный диапазон затрат, которые готов понести гипотетический клиент. Другой вопрос – способны ли эти суммы покрыть ваши собственные затраты. Попробуем разобраться.

Расходы
Чтобы ваш бизнес заработал, вам потребуются: офис 10 кв. м, в Москве его можно снять сегодня за 4 тыс. руб. в месяц. Секретарь-оператор, которая будет принимать заказы, выписывать необходимые документы и проч., зарплата со всеми налогами – в пределах 30 тыс. руб. Бухгалтер, можно внешний – на бухгалтерское обслуживание предстоит тратить ежемесячно около 15 тыс. руб. Связь (телефон+интернет), в пределах 4 тыс. руб. в месяц. Ещё 7 тыс. руб. заложим на всякие накладные расходы, итого получим административных издержек на сумму 60 тыс. руб. в месяц.

Начальных затрат: на учреждение компании – порядка 15 тыс. руб., на закупку оборудования и ПО (компьютер, принтер, факс, ККМ, офисное и бухгалтерское ПО) – 50 тыс. руб., мебели – ещё 15 тыс., итого: 80 тыс. руб. Плюс всякий дизайн (фирменный стиль, полиграфия, несложный сайт) – ещё тысяч тридцать, от силы. Ну и, конечно, средства производства – в случае бизнеса на траве это триммеры и газонокосилки. Сколько газонокосильщиков берём в штат? Ниже показывается, что начинать следует с бригады из 10-20 человек. Значит, и газонокосилок с триммерами нужно купить штук по 20 – это ещё 300 тыс. руб.

Что ещё осталось учесть? Затраты на основных работников. Рассчитываться с ними предлагается по следующей схеме: скромный «фикс» – 5 тыс. руб. в месяц,– плюс половина всех денег, принесённых данным работником. Накосил он в этом месяце на 100 тыс. руб. – изволь получить половину. Да, заправка и обслуживание газонокосилок включены в зарплату косарей. Особые требования к работникам: наличие собственного транспорта (по Подмосковью со всем оборудованием им придётся перемещаться самостоятельно).

Реклама
Это ещё одна неучтённая статья затрат, причём, как нетрудно догадаться, весьма масштабная. Как оповестить о новой услуге потенциальных клиентов? Можно много чего напридумывать, но самый эффективный способ, по-видимому – раздача листовок в местах скопления «целевой аудитории». Эти места – крупные торговые центры на выезде из города. Можно лепить рекламные листовки на лобовые стекла автомобилей – они реже выбрасываются непрочитанными, чем те, что раздаются на улице. Кроме того, на парковках меньше контроль – просто так раздавать бумажки на выходе из «Ашана» (и что я на «Ашане» зациклился? Пусть будет «Карусель») никто не позволит, за право это делать нужно будет заплатить, а на парковке, если повезёт, за раздачу макулатуры не прижмут.

Печать и раздача листовок обойдётся, по порядку, в рубль за штуку. За уикенд (пятницу-субботу, если быть точным) можно раздавать 10-15 тыс. объявлений – значит, рекламные затраты составят в среднем 50 тыс. руб. в месяц.

Не стоит забывать и про «сарафанное радио» – заставьте ваших клиентов добывать вам новых. Например, за счёт объединения участков нескольких заказчиков при расчёте сметы (как мы помним, увеличение выкашиваемых площадей ведёт к существенному дисконту) – тогда у клиента будет резон подбить на покупку ваших услуг своих соседей, чтобы этот дисконт получить. У вас опять же оптимизируется логистика: сподручней скосить три участка в одном посёлке, чем в трёх разных.

Доходы
Предположим, что срабатывает каждое сотое из распространённых объявлений. Это значит, что к вам приходит по 100-150 заказов в неделю, причём со временем этот поток растёт (за счёт повторных обращений и эффекта «сарафанного радио»), но динамику роста оценивать не станем. Средний заказ – это 10 соток, которые нужно скосить, средний чек – 2,5-3 тыс. руб.

10 соток возможно обработать за четыре часа, значит, в среднем один газонокосильщик сможет выполнять до двух заказов в день, или 10 – за неделю. Очевидно, для обработки 100 заказов потребуется не меньше 10 человек, а скорее всего даже больше – заказы же будут сваливаться не равномерно, скорее всего, пик будет приходиться на выходные. Будем считать, что в бригаде работает 20 человек.

Валовая выручка: 1-2 млн руб. за месяц. Доход каждого работника – 30-50 тыс. руб. Доход компании (за вычетом всех издержек): 250-700 тыс. руб. за месяц, или 0,8-2 млн руб. за сезон (эффективно длится 3 месяца). Всё с учётом налогов: для такого бизнеса есть резон выбрать упрощённую систему налогообложения, в рамках которой налоги составляют 6% валовой выручки. Это при начальных затратах порядка 500 тыс. руб. – выходит, в рамках выбранной модели они могут окупиться в первый же год.

Риски
Каких-то особенных, экстраординарных рисков бизнес не несёт. Деятельность не лицензируется, так что согласовывать с какими-то специальными инстанциями ничего не нужно. Нет крупных игроков, которым вы могли бы наступить на хвост – поэтому не приходится опасаться, что кто-то сможет вставлять вам палки в колёса. Так что остаются стандартные риски, а именно – существенное расхождение прогнозных и реальных показателей. Причём если в расходной части это маловероятно – затраты как раз вполне реалистичны,– то в доходной расхождение вполне может иметь место, тут заранее никогда не угадать. Впрочем, понятно, как этими рисками управлять: не покупайте сходу 20 газонокосилок (именно на них приходится львиная доля – свыше половины – начальных инвестиций), купите для начала штук пять. Докупить остальные – вопрос одного дня, уж этот товар точно не в дефиците.

*** *** *** *** ***

P.S. К сожалению, браться за реализацию изложенного бизнес-плана в этом году уже поздно – как ни крутись, раньше второй половины июля не запуститься. Значит, на то, чтобы заработать, останется от силы месяц-полтора – за такой короткий срок существенным образом окупить затраты не удастся. Попробуйте в следующем году.
Tags: БИЗНЕС-ПЛАН
Subscribe

  • Дополненная реальность: реклама новой эпохи

    В "Деньгах" вышла любопытная публикация о так называемой "дополненной реальности" - то, что станет трендом завтра, доступно уже…

  • Лучшее враг хорошего

    Не могу понять: почему каждый новый релиз любого ПО всегда (я почти не знаю исключений) хуже предыдущего? Вот обновил себе FireFox до версии 4 --…

  • Золотые слова

    Артемий Лебедев пишет: Что получается. Товар обошелся в производстве в рубль. В идеале мы его продаем за четыре рубля в розницу и за два рубля…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Дополненная реальность: реклама новой эпохи

    В "Деньгах" вышла любопытная публикация о так называемой "дополненной реальности" - то, что станет трендом завтра, доступно уже…

  • Лучшее враг хорошего

    Не могу понять: почему каждый новый релиз любого ПО всегда (я почти не знаю исключений) хуже предыдущего? Вот обновил себе FireFox до версии 4 --…

  • Золотые слова

    Артемий Лебедев пишет: Что получается. Товар обошелся в производстве в рубль. В идеале мы его продаем за четыре рубля в розницу и за два рубля…