?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Неконкурентоспособный конкурентоспособный–2
ksgrv wrote in ru_kosogorov
Подводим итоги первого конкурса «Головоломка».

На конкурс была представлена задача: русская водка – вполне конкурентоспособный продукт, который по идее должен быть востребован на мировом рынке. По идее должен – по факту совершенно не востребован. Почему? Читатели выдвинули несколько версий.

Конспирологическая версия
levbenbetzal: ...основная причина - неписаный кодекс торгового протекционизма продуктов питания и потребления, господствующего к западу от советских/российских границ. Это "бетонный занавес", обусловленный необходимостью держать внутриевропейские цены на заданном уровне. Европейские производители пищевой/потребительской продукции защищены от падения доходов только этим занавесом, - если бы его не было, то поток значительно более дешёвой, чем в Европе, молочной/мясной/хлебобулочной/алкогольной продукции, к примеру, с Украины, мгновенно удешевил бы весь этот ассортимент на европейских прилавках в разы. (...) Кроме того, кампания за здоровый образ жизни ширится год от года, и вожделенный рынок медленно, но верно усыхает. В такой ситуации занимающие его западные брэнды будут ещё ревностнее охранять свою кормушку, и, если нужно, натравят на новичка все свои парламенты и суды.

Мировой торговый заговор – реальность или миф? Как знать, но вот вам выдержки из двухгодичной давности интервью владельца «Русского стандарта» Рустама Тарико: «Американский рынок — самый большой и конкурентный рынок премиум-водки в мире. И я думаю, что Diageo и Pernod Ricard очень не нравится, что "Русский стандарт" пришел на этот рынок. Поэтому они делали все, чтобы мне было тяжело работать.»

Маркет-версия
waldherr: Рынок насыщен и пересыщен. Никакого реального преимущества у того или иного продукта быть не может. Влияют традиционные национальные предпочтения (граппа, узо) и реклама (текила, абсолют). «Столичная» действительно хороший продукт. Заняла свою нишу на волне интереса к СССР. Можно сказать, неглупая девочка оказалась в нужное время в нужном месте.

На перенасыщенном рынке места новым товарам нет – такова главная мысль автора.

Фэшн-версия
viklamist: Я считаю, что русская водка зачастую и в основном, связана с самих характером России в тот или иной период времени. Во время России сильной и загадочной интересна и водка, а в то время, когда Россия берет в долг и не знает как возвращать - водка не интересна.

То есть, было время, когда Россия (СССР) была в мире в моде, потом оно прошло, счас наступает вновь – самое время на волне новой моды выводить новую водку на мировой рынок. Тезис спорный, но логичный.

Фрик-версия
«Фрик» – потому, что составил её самый настоящий фрик, у него и ник соответствующий – r_frigg: ой, опоxмелис аффтар! Водка Zyr, Russin Standard (Русский Стандарт) присутствует на американском рынке и очень даже популярна!

Автору в столь любимой им хамской манере предложено сообщить количественные данные о продажах «Русского Стандарта» на американском рынке.

Версия редакции
На самом деле, доля правды есть в каждой из высказанных версий, отчасти прав даже r_frigg – «Русский стандарт» вроде бы активней всех продвигается за рубежом, на продвижение «Стандарта» и «Империи» Рустам Тарико тратит, согласно сделанным заявлениям, по $100 млн в год. Правда, как эти деньги отбиваются продажами, не сообщается (по неофициальным данным – пока не отбиваются).

Попробуем разобраться, что нужно для того, чтобы товар (любой) продавался в значимых объёмах. По сути, две простые вещи: дистрибуция (его можно купить в макроскопически большом числе мест) и конечный спрос (его хотят купить, его покупают). Простые только на словах – на деле же оба фактора безумно сложные.

Дистрибуция: это вопрос больших и очень больших денег. На полках в магазинах места новым товарам и правда нет, чтобы туда попасть – будьте любезны заплатить. На покупку полок в мировом, да даже пусть только в североамериканском масштабе нужно тратить гигантские суммы – 100-милионный бюджет уйдёт легко. А много ли кто обладает такими деньгами? Ни один российский водочный производитель, даже самый успешный, таких денег в год не зарабатывает (при оборотах порядка $1 млрд – годовая выручка лидеров рынка, уровня «Зелёной марки» и «Путинки»,– прибыль составит $50-100 млн от силы). Необходимо понимать, что на продвижение на зарубежных рынках Рустам Тарико сейчас тратит скорее всего больше, чем зарабатывает весь его алкогольный бизнес в России. Вопрос, надолго ли хватит у него денег.

То есть, пересыщенный рынок и правда не терпит новых игроков. Можно называть это мировым торговым заговором, как вам будет угодно. Но если даже у самого рискованного российского водочника пока исход игры неясен, то не очень верится, что в эту игру решится сыграть кто-нибудь ещё.

Ну, а что касается конечного спроса, то, я убеждён, его «просчитать», спланировать и вовсе невозможно. Вот вам пример: в России работают несколько транснациональных алкогольных компаний, с большими оборотами и серьёзными торговыми технологиями. У некоторых из них есть свои бренды водки: у Pernod Ricard – «Алтай», у Diageo – «Смирновъ». Но ни одна из этих марок не является лидером на рынке, несмотря на всю мощь представляющих их компаний. Причина, видимо, в том, что водка – продукт сакральный, это не йогурт и не колбаса, которые покупают за их вкусовые и прочие потребительские качества. Все водки так или иначе одинаковы (хотите в этом убедиться – проведите слепую дегустацию) – а, значит, конкурируют на ментальном, психологическом уровне. И вот эта вот ментальность у каждого своя. Как результат: иностранцы не могут угадать, «просчитать» нашу психологию. (Да её и сами мы не слишком понимаем: как логически можно объяснить, к примеру, успех водки «Пять озёр»?) Но верно и обратное: из России крайне сложно изобрести водочный бренд, который был бы популярен за рубежом. Можно, конечно, действовать методом проб и ошибок – но цена ошибки запредельно высока, см. выше.

Самое любопытное во всей этой истории, на мой взгляд: это то, что в совершенно рыночных условиях имеется совершенно конкурентоспособный товар, который продают люди вполне профессионально состоявшиеся – и тем не менее его невозможно продать, вот хоть ты тресни. Интересно послушать, как этот парадокс разъяснили бы либеральные экономисты.

СМ. ТАКЖЕ: ВТОРОЕ НАЧАЛО ТЕРМОДИНАМИКИ


  • 1
>хотите в этом убедиться – проведите слепую дегустацию.

готов рискнуть. В свое время я развлекал публику подобными экспериментами.

То есть я, конечно, не смогу отличить друг от друга сорта, которые никогда не пил, но, скажем, вслепую разобраться, где "Столичная", где "Русский стандарт", где "Зеленая Марка", а где "Путинка" я смогу с высокой степенью вероятности.

Edited at 2009-07-02 16:13 (UTC)

вот это человечище! не, а я-то и "кока-колу" от "пепси-колы" не отличу, хотя говорят, что они-то совсем разные

У нас в ходе обсуждения рождались даже идеи брендов, на пример в Лондоне и вообще Англии отлично бы пошли водки Litvinenko и Berezosky
Причем, я бы даже не сказал, что это полностью юмор

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
в том-то и дело, что никак. случайность, фарт, логически это объяснить невозможно, никто не берётся. притом, что это региональная водка -- а столько региональных заводов мечтало сделать свой федеральный бренд! а получилось только у "Пяти озёр".

я к тому, что это всё наитие, в этом весь маркетинг и состоит. логика там действует, но только отчасти.

>>> Интересно послушать, как этот парадокс разъяснили бы либеральные экономисты. >>>
Чо, правда интересно? А то есть как минимум три составляющих ответа, которые у тебя не упомянуты вообще. Нет там никакого парадокса.

правда. обещаю не подъёбывать, честно-честно. ну вот можем же мы хоть раз поговорить серьёзно?

Вопрос, что значит успешная? И что значит "Российская"?

Я думаю, успех в случае выхода на рынок будет феноменальный. В той же Центральной Европе водка носит исключительно русские названия. Пример Германии: "Горбачев" (самая популярная водка в стране), Ельцин, Калинская, Иван Царевич. Продаются также "Парламент", "Русский стандарт" и "Столичная".

То есть, потенциальный успех российской водки как продукта огромен. Но успех чисто российских марок пока не велик, в то же время, это вопрос больше не позиционирования, а дистрибуции.

"успешная" = продающаяся в больших объёмах и генерирующая прибыль; "Российская" = российская, made in Russia, you know

(Удалённый комментарий)
"Хортица" это вообще-то Украина

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Этот продукт не востребован "там", потому что его задача - убивать нас, а не "их". Поэтому и прилепили ему слово "русская" - это есть и цель, и указание.

ну да, "Главспирттрест" убивает, а Absolut нет. извините, но ерунду городите.

Коля, следишь? http://www.facebook.com/alexey.khodorych/posts/203549156325604 Текст про водку

  • 1